Интервью сайту "Создатели миров", апрель 2012
(После Роскона-2012)
1. Какие мероприятия Вы посещали на прошедшем сконе?
Чем они Вам приглянулись и заинтересовали?
ОТВЕТ: Разумеется, я посетил все торжественные церемонии -
открытие кона и награждение премиями. Кроме того, побывал на семинарах:
"Что такое "неформат" (ничего нового не узнал); "Фантастическая идея
- приемы ТРИЗ" (тоже ничего нового, так как с одной из инженерных
команд ТРИЗ я долгое время сотрудничал); "Права на электронное издание"
(очень полезный семинар, проведенный Ройфе и Колесниковым). Наиболее
интересной для меня была встреча с Сергеем Абрамовым. Я полностью
поддерживаю инициативу устроителей Роскона, приглашающих на наши
конференции таких заслуженных авторов советских времен, как Павлов
и Абрамов - а до них, если не ошибаюсь, нас посетил Владимир Михайлов
(ныне, к сожалению, покойный).
2. Какие события или награждения Вас больше всего удивили
(как с положительной стороны, так и с отрицательной)?
ОТВЕТ: Отрицательных эмоций на Росконе у меня не бывает.
Работа писателя - труд одиночки, поэтому встречи с единомышленниками,
с людьми, которые любят и творят фантастику, всегда приятны. Меня
удивило и обрадовало присуждение премии Вячеславу Шульге за роман
"Берег дна" в номинации "Межавторские проекты". К Вячеславу я питаю
большую симпатию. До этого он был мне известен под прозвищем Бегемот,
и я считал его великолепным фотографом, а он, оказывается, еще и
писатель. Это доказывает известный факт: фэн, фотограф, художник,
издатель, редактор или любой другой человек, попавший в нашу среду,
рано или поздно начинает писать фантастику.
3. Какое, на Ваш взгляд, самое главное отличие конференции
2012 года от предыдущих?
ОТВЕТ: Я вижу два таких отличия:
А). Впервые за последние годы Роскон проходил без
активного участия Леонида Шкуровича, еще недавно возглавлявшего
редакцию фантастики "ЭКСМО". Шкурович - это целая эпоха в нашей
фантастической литературе, и рядом с ним я, пожалуй, могу поставить
только Вадима Назарова, одного из основателей легендарного питерского
"Северо-Запада". Надеюсь, что без Леонида фантастика в "ЭКСМО" не
оскудеет, а там, где он сейчас трудится, прирастет.
Б). Второй момент - резкое падения тиражей "бумажных" книг
и снижение числа переизданий, что не может не беспокоить писателей.
В распространении электронных изданий я не усматривал бы ничего
плохого, если бы они оплачивались авторам. Но это касается только
малой части книг (например, при их покупке на ЛитРесе), а в массовых
количествах книги скачиваются с пиратских сайтов. Это явная причина,
но есть еще и другая, о которой говорили Олди. По данным Роскона в
2010 году вышло 598 романов, 74 книги межавторских проектов и 857
повестей и рассказов, а соответствующие результаты за 2011 год
таковы: романы - 774, межавторские пректы - 127, повести и рассказы
- 933. По первой (основной) позиции прирост за год составил около
30%, а для межавторских проектов - более 50%. Полагаю, что писатели
уже обнаружили, что читателей на всех не хватает. Естественный
рефлекс самозащиты - попытки сотворить по восемь-десять романов в
год - ведет к снижению литературного уровня и дальнейшему оглуплению
читателя. Что мы и имеем в полный рост.
Как-то давно мой соученик по университету, парень из ГДР,
сказал: "У вас странная страна. Сегодня у вас чего-то нет ни фига,
а завтра этого самого до фига". Это верно; Россия - как и бывший
СССР - "страны перекосов". Наш массолит тоже перекошен в сторону
фантастики (вернее - псевдофантастики), занявшей ниши приключенческой
литературы, исторического романа, мистики, сказки, отчасти даже
детектива. Это очень плохо, так как должны развиваться в разумной
пропорции все остросюжетные жанры. Полагаю, кризис перепроизводства
неизбежен. Как спастись от этого? На Росконе-2012 Антоном Первушиным
был проведен семинар "Перекуем световые мечи на орала", на котором
внимание фантастов обращалось на научно-популярную литературу
(нон-фикшн). Я давно работаю в этой области и боюсь, что внедрение
фантастов в нон-фикшн приведет к потоку псевдонаучных сочинений,
ибо легче написать книгу в духе Мулдашева или о том, как вылечить
рак морковкой, чем качественный труд по физике, биологии, истории,
парамедицине - для этого нужны знания. Я не отвергаю этот путь, но
хотел бы заметить, что считаю необходимым возрождение и развитие
приключенческого и исторического романа - без всяких "попаданцев".
4. Скажите, в чем Вы видите смысл проведения подобных
мероприятий для всех любителей фантастики и для себя в частности?
ОТВЕТ: Любители фантастики бывают разные. Для фэнов такие
конференции - возможность пообщаться с писателями, высказать свое
мнение об их творчестве. Для молодых авторов - получить полезный
опыт. Для издателей - провести переговоры с тем или иным пишущим
человеком, выяснить предпочтения читателей. Лично для меня это
радость встреч с коллегами и друзьями из других городов или хотя
бы известия о них. Не все известия радостны: много лет я дружил с
Николаем Чадовичем, встречался с ним на Росконе и Интерпрессконе, но
Коли больше нет. Я думал, что теперь среди моих знакомых писателей
не будет никого из Минска, но вот повстречался на Росконе-2012 с
хорошим человеком, с автором-минчанином, который к тому же знал
Брайдера и Чадовича. Я умею ценить такие встречи.
|