Рецензия П.Лачева на роман "Капитан Френч, или в Поисках Рая"
Журнал "Если" N 8, 1999 г.
Это книга загадок! Во-первых, в высшей степени загадочно, как
литагент из Волгограда сумел слить в "одном флаконе" петербуржца Михаила
Ахманова, в фантастике замеченного, и некоего англичанина, в фантастике
не замеченного? Во-вторых, с какой стати авторы в предисловии заявляют,
что этот роман не мистификация? Любой трезвомыслящий читатель сразу же
скажет "ага" и начнет искать, "в чем прикол". А искать-то вовсе и не
надо, достаточно заглянуть в список "Упоминаемых обстоятельств, названий
и имен" - и все станет ясно. Впрочем, об этом чуть позже.
И главная, третья загадка, по всей видимости, неразрешимая: для
чего автор придумывает псевдоним, если тут же неоднократно его раскрывает?
Чем фамилия Нахмансон хуже Ахманова, кто бы мне объяснил? Что, опять
вернулись времена борьбы с космополитами? Ну, не будем придираться к
мелочам, будем придираться к главному.
Если бы не кокетливое предисловие "соавторов" и мощный
пояснительный аппарат, то приключения капитана Френча и его сложные
взаимоотношения с женщинами вполне уложились бы в очередной коммерческий
издательский проект, не претендующий на что-то серьезное. Но вышеупомянутый
список заставляет подозревать, что роман - нечто большее, чем игра.
Авторы простодушно перечисляют, откуда что позаимствовано. Стало
быть, это не плагиат. Но что это? Книга-кроссворд, книга-тест на знание
фантастики или книга-предвестник нового направления в составлении
предложений? Здесь говорить о художественности не имеет смысла, поскольку
художественность предполагает наличие оригинальной компоненты - в языке
или содержании.
Весьма интересно и поучительно послесловие маститого питерского
фантаста Андрея Балабухи. Он изо всех сил пытается быть корректным, и
даже в какой-то мере ему удается скрыть раздражение от прочитанного.
Но сквозь вежливые обороты слышен вопль душевный: да что же это такое
делается, господа, и как мы дошли до жизни такой?!
У некоторых читателей порой возникает иллюзия, что сумма
прочитанных книг является поводом для творчества. Опытные издатели умеют
пользоваться этими иллюзиями. Авторы романа подчеркивают, что эта книга
не о приключениях, а о любви. Они правы, это роман о любви к фантастике.
Но что может быть горше любви неразделенной!
Мой комментарий см. в истории создания романа "Капитан Френч". |