По поводу этого романа Алексей Зырянов прислал мне письмо
18.10.2009 на гостевую страницу моего сайта. Это письмо обширно и фактически
является рецензией, но ответить на гостевой странице я не могу - ответ тоже
получился объемистый. Поэтому я скопировал письмо в раздел "Критика" и отвечаю
здесь.
Привожу письмо Алексея - дословно и без каких-либо
редакторских правок текста.
* * *
Позволю себе сделать выдержки из книги, и прокомментировать
их: "-...В России водка - больше чем водка... можно сказать, часть национального
самосознания... В общем, одно неотделимо от другого..." (с.97).
Хочется пристыдить за это утверждение. Оно не может браться
за аксиому в создании фантастического текста. Тем более, автору надо было бы
задуматься, прежде чем вписывать в уста своих героев эти "бранные" и
необоснованно порочащие всю нацию фразы.
Михаил Ахманов - автор книги, написанной в соавторстве с
Гарри Гаррисоном ("Мир cмерти-7", 2001 [Алексей говорит о моем романе "Недруги
по разуму" - М.А.]). Его имя должно [быть - М.А.] известно любителям боевой
фантастики за рубежом, а значит, и подобные тексты попадут в руки читателей
Европы и Северной Америки. А кому привыкли верить западные обыватели? После
трудов Толстого, Чехова, Горького они поверят и современным писателям России, и
еще пуще убедятся в своих мнениях о нас, как о народе пьющем: везде, когда
угодно, и с кем угодно. Лишь бы тот другой их "уважал".
Забегу вперед, и выделю еще один отрывок, продолжающий в том
же ключе: "-...Пил, пью и буду пить. - Птурс выплеснул чай, и вакуумный
утилизатор с утробным чмоканьем всосал жидкость. - Ничего не поделаешь,
дружище... Национальная болезнь..." (с.314).
Позорная фраза в речи героя будущего. Ахманову надо изживать
подобные тезисы в произведениях, где фигурируют персонажи, олицетворяющие
русскую нацию.
"... Но вероятно, Занту и в самом деле была особенной лоона
эо, исключением среди своих сородичей. Была или стала такой, ибо отчаяние, тоска
и одиночество способствуют переменам..." (с.225).
Ну, это же - неоднозначно со стороны психологии! Мало, что ли
загубленных одиночек, отчаявшихся жить в тоске? Хотя, возможно, на Том Свете
веселее, и уход в его пространство - важная перемена в жизни человека. Мне, как
буддисту, это понятно. Но персонажи автора живут все в том же "живом" мире. И,
если Ахманов претендует на философскую составляющую трактовки некоторых событий,
то должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре
мироздания. Воля - вот, что заставляет совершать перемены в судьбе личности. Еще
греческий философ Гераклит заявлял, что "характер создает судьбу". Потакание
своим негативным ощущениям приводит к упадку процесса совершенствования и
саморазвития. Только волевое желание покончить с тоской и однообразием вершит
перемены в жизнеустройстве индивида.
"...Низкая гравитация и стерильные условия в астроидах
способствуют продлению жизни..." (с.286).
Хочется поднять на смех такие заверения. Опыты, проводившиеся
на борту международной космической станции, по инициированию процедуры
созревания плода в невесомости, привели к выводу, что зародыш не может достичь
состояния развития целостного организма. Притяжение планеты способствует
формированию полноценного существа. Также, и уже созревшие представители фауны
Земли, не могли по-настоящему функционировать как существа, способные к
размножению.
По поводу стерильности. На Земле не развивалось ничего в
условиях стерильности. В одном нашем воздухе не одни лишь Кислород, Углерод и
Азот - в нем смесь газов. Стерильными космическими объектами, в большую сторону,
чем, допустим, Земля, можно назвать: Меркурий, Марс, Луна. Вот уж, если верить
Ахманову, где условия будут способствовать продлению жизни. А я-то думаю, зачем
китайцы стремятся высадить своего космонавта на Марс и Луну!? По крайней мере,
такие планы открыты всей общественности. Ну и пусть... раз уж они поверили
Ахманову - нам лучше - не будут больше претендовать на наши земли и...
Черкизовский рынок в Москве.
"...Это Антарктида, материк на Южном полюсе, - молвил
Вальдес. - Тут ледники, которые считались вечными, но в двадцать первом веке они
начали таять. К счастью, мы справились с этим, иначе нас ждал всемирный
потоп..." (с.334-335).
Смешно, так как неосмотрительно со стороны Ахманова подойти с
незнанием сути вопроса. Таяние льдов в Антарктиде, это даже не проблема - в чем
заверяют независимые ученые. Ледяная шапка Антарктиды таяла всегда! А что до
потопа, так об этом уже было заявлено в октябрьской передаче на телевидении в
2009-м году, называя все мнения о глобальном потеплении "глобальным
надувательством". Углеродные выбросы в атмосферу планеты Земля не превышали тех
норм (по природной мерке), что "бушевали" до индустриального бума ХХ века.
Общее повествование схоже с сюжетной линией фильма "Пятый
элемент". В нем тоже есть представительница расы, имеющая черты аналогичные
человеческим. И она, как и героиня Милы Йовович, влюбляется в героя землянина.
Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою подобную форму и в завершающей
части книги "Бойцы Данвейта". К тому же, описания инопланетных существ очень
близки тем образам, что создал в своей киноленте Люк Бессон.
Единственное, что выйдет в зачет без упреков у Ахмановского
текста, это - концовка. Не лишена, конечно же, романтического флера, но в ней
есть жизненность. Она не совсем универсальна там, где есть любовный треугольник,
а скорее близка русской действительности. Она растрогала, надо признать.
Ожидалось немного другого. Ахманов не свел роман к классической манере
"космической оперы", внеся колорит любовного сюжета, присущего отечественному
читателю.
* * *
Теперь с Вами, дорогой читатель, побеседую я, Михаил Ахманов.
Письмо Алексея - надо думать, человека молодого и весьма
наивного - можно было бы отнести к числу курьезов, но я так не считаю. По правде
говоря, это письмо меня обрадовало. Среди нас, людей старшего поколения, идут
разговоры о том, что нынешняя молодежь мало читает, а кто-то (например, Борис
Натанович Стругацкий) полагает, что скоро читать вообще перестанут, заменив это
занятие разглядыванием комиксов. Я не разделяю эту позицию. Мне кажется, что
читать будут всегда, и книга, в том или ином виде, останется в грядущих веках
одной из основ нашей цивилизации. Письмо Алексея - подтверждение тому, что
молодежь не только читает, но и не стесняется высказывать свое мнение в
письменной форме. Есть и еще одно любопытное обстоятельство: Алексей пишет, что
он - буддист, а я впервые слышу о буддисте, который читает фантастические
романы. Правда, буддист он плохой, и это я сейчас докажу.
Одна из буддийских традиций - уважение к старшим, к более
опытным и знающим. Алексей эту традицию нарушил, так как его письмо выдержано в
тоне поучения - он учит, что Ахманов должен делать, а чего не должен, и он
полагает, что лучше Ахманова разбирается в любой проблеме, от алкоголизма до
глобального потепления. Это нескромно. Даже очень нескромно, если учесть мой
возраст, жизненный опыт, образование и ученую степень. С другой стороны,
присланный Алексеем текст доказывает, что с русским языком он не в ладах, и его
образование несколько хромает. Я бы, Алексей, наложил на Вас епитимью: вертеть
колесо десять тысяч раз, повторяя при этом: "Прости мне, Будда, грех
нескромности".
Теперь обратимся к Вашему тексту и проблеме пьянства. Вы
пишете:
"Хочется пристыдить за это утверждение. Оно не может браться
за аксиому в создании фантастического текста. Тем более, автору надо было бы
задуматься, прежде чем вписывать в уста своих героев эти "бранные" и
необоснованно порочащие всю нацию фразы.
Михаил Ахманов - автор книги, написанной в соавторстве с
Гарри Гаррисоном ("Мир cмерти-7", 2001. Его имя должно [быть - М.А.] известно
любителям боевой фантастики за рубежом, а значит, и подобные тексты попадут в
руки читателей Европы и Северной Америки. А кому привыкли верить западные
обыватели? После трудов Толстого, Чехова, Горького они поверят и современным
писателям России, и еще пуще убедятся в своих мнениях о нас, как о народе
пьющем: везде, когда угодно, и с кем угодно. Лишь бы тот другой их "уважал".
И далее:
"Позорная фраза в речи героя будущего. Ахманову надо
изживать подобные тезисы в произведениях, где фигурируют персонажи,
олицетворяющие русскую нацию".
Прежде всего замечу, что роман "Мир Смерти. Недруги по
разуму" написан мной без всякого участия Гарри Гаррисона и на европейские языки
не переводился, как и другие мои книги. Увы, жителям Запада, а также Востока и
Юга, писатель Ахманов абсолютно неизвестен! И если они, эти жители-обыватели,
пожелают узнать, как обстоят дела с пьянством в России, то они обратятся не в
романам, а к официальной статистике. И узнают страшные вещи: о том, что по
потреблению крепких напитков на душу населения Россия в мировых лидерах, что
пить и нюхать клей начинают с десяти лет, что мы перешагнули черту, за которой
пьянство ведет к деградации нации, что в России два с половиной миллиона
наркоманов, а пьющих - на порядок больше. Это не секрет, об этом, Алексей,
говорят по телевизору, который Вы смотрите. Что до меня, то я хорошо осведомлен
в проблемах алкоголизма и наркомании, так как, кроме фантастических романов,
пишу книги для больных людей. Я знаю, что реальность ужасна, и говорю правду. И
у Вас еще хватает совести меня стыдить?
Но поразительно другое. Эта ужасная реальность, эти
несчастные пьяницы и наркоманы Вас совершенно не беспокоят, а тревожит то, как
мы выглядим в глазах западных обывателей. Простите, Алексей, но это ханжество и
лицемерие! Говоря проще, не за народную беду Вы болеете, а за иллюзию ложного
благополучия в чьих-то там глазах. И поэтому я еще раз повторяю, что Вы - плохой
буддист. Искренне верующий человек трудится над исправлением ситуации, а не над
ее лакировкой.
Рассмотрим следующий пассаж, о Занту, психологии и могуществе
воли. Вы пишете:
"Ну, это же - неоднозначно со стороны психологии! Мало, что
ли загубленных одиночек, отчаявшихся жить в тоске? Хотя, возможно, на Том Свете
веселее, и уход в его пространство - важная перемена в жизни человека. Мне, как
буддисту, это понятно. Но персонажи автора живут все в том же "живом" мире. И,
если Ахманов претендует на философскую составляющую трактовки некоторых событий,
то должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре
мироздания. Воля - вот, что заставляет совершать перемены в судьбе личности. Еще
греческий философ Гераклит заявлял, что "характер создает судьбу". Потакание
своим негативным ощущениям приводит к упадку процесса совершенствования и
саморазвития. Только волевое желание покончить с тоской и однообразием вершит
перемены в жизнеустройстве индивида".
Ну, дорогой мой, Вы наворотили! Особенно меня потрясла фраза,
что я "должен понимать причины смещения линий поведения людей в общей структуре
мироздания". Вы, очевидно, это понимаете, а мы с моей героиней Занту - нет. А
почему? А потому, что Занту - не человек, а принадлежит к расе лоона эо и очень,
очень сильно отличается от людей во всех отношениях, включая психологию и
физиологию. Например, у лоона эо - четыре пола, и зачатие происходит
исключительно ментально, телепатическим путем. Что до могущества воли по
Гераклиту, то Вы расскажите об этом убийцам, которые сидят в зоне. У них
наверняка есть "волевое желание покончить с тоской и однообразием" лесоповала,
удрать и кого-нибудь зарезать, да не пускают охрана и собачки. Напомню, что
Занту - с точки зрения ее расы - преступница, осужденная на одиночество; потому
и происходит то, что у меня описано. И Гераклит здесь совершенно ни при чем, как
и люди-земляне с их "смещенными линиями поведения". Уверяю Вас, инопланетянка
Занту об этом впервые слышит.
Пойдем дальше, к вопросу о низкой гравитации и стерильных
условиях, которые способствуют продлению жизни. Вы пишете:
"Хочется поднять на смех такие заверения. Опыты,
проводившиеся на борту международной космической станции, по инициированию
процедуры созревания плода в невесомости, привели к выводу, что зародыш не может
достичь состояния развития целостного организма. Притяжение планеты способствует
формированию полноценного существа. Также, и уже созревшие представители фауны
Земли, не могли по-настоящему функционировать как существа, способные к
размножению.
По поводу стерильности. На Земле не развивалось ничего в
условиях стерильности. В одном нашем воздухе не одни лишь Кислород, Углерод и
Азот - в нем смесь газов. Стерильными космическими объектами, в большую сторону,
чем, допустим, Земля, можно назвать: Меркурий, Марс, Луна. Вот уж, если верить
Ахманову, где условия будут способствовать продлению жизни. А я-то думаю, зачем
китайцы стремятся высадить своего космонавта на Марс и Луну!? По крайней мере,
такие планы открыты всей общественности. Ну и пусть... раз уж они поверили
Ахманову - нам лучше - не будут больше претендовать на наши земли и...
Черкизовский рынок в Москве".
Вам, Алексей, хочется смеяться, а мне - плакать, потому что
эти два абзаца свидетельствуют о Вашем дремучем невежестве в физике, биологии,
астрономии и даже в русском языке, так как по его правилам кислород, углерод и
азот пишутся с маленькой буквы. Кроме трех этих компонентов, в воздухе еще много
чего есть: другие газы, молекулы воды, ионы, пыль и всякие вредные микробы.
Поэтому мы заражаемся и болеем. Поэтому в продвинутых больницах есть стерильные
палаты, куда помещают особо тяжелых пациентов, обеззараживая воздух
ультрафиолетовым излучением. Именно в таких условиях высокой стерильности живут
космонавты на борту космической станции. А как же иначе? Представьте, что у
одного случился грипп, и все перезаразились, кашляют, чихают... Ужас! Среди
Кислорода, Углерода и Азота летают сопли! Летают, потому что на станции полная
невесомость. А лоона эо живут вовсе не в невесомости, а при пониженном тяготении
три-четыре десятых земного (примерно такое тяготение на Марсе). Об этом у меня
написано. Вы, Алексей, вообще-то каким местом книги читаете?
Пассаж о китайцах я не буду комментировать. Только замечу,
что китайцы не могут верить или не верить писателю Ахманову, так как моих книг
не читали. А жаль! Перевели бы меня на китайский и напечатали бы в Поднебесной -
это ведь какие тиражи!.. какие гонорары!.. И все, заметьте, в юанях, что в эпоху
кризиса очень даже кстати.
Следующая Ваша претензия - по поводу ледников Антарктиды,
которые начали таять, из-за чего планете угрожал всемирный потоп. Вы пишете:
"Смешно, так как неосмотрительно со стороны Ахманова подойти
с незнанием сути вопроса. Таяние льдов в Антарктиде, это даже не проблема - в
чем заверяют независимые ученые. Ледяная шапка Антарктиды таяла всегда! А что до
потопа, так об этом уже было заявлено в октябрьской передаче на телевидении в
2009-м году, называя все мнения о глобальном потеплении "глобальным
надувательством". Углеродные выбросы в атмосферу планеты Земля не превышали тех
норм (по природной мерке), что "бушевали" до индустриального бума ХХ века".
Уверяю Вас, что Ахманов - человек осмотрительный и к любому
делу подходит с пониманием сути вопроса. Промышленные выбросы в атмосферу как
причина потепления - это Ваши, Алексей, домыслы и фантазии, а я о таком в романе
не писал. Я совсем другое имел в виду - рост солнечной активности, что является
главным фактором, определяющим климат Земли. Солнце - это "агрегат", который
отапливает и освещает нашу планету, и "мощность" этих процессов меняется во
времени весьма сложным образом - известны циклы в 11 лет, в 22 года и
долговременный цикл 400-600 лет (точный срок пока неизвестен). Сейчас мы
находимся в начале периода потепления, связанного с ростом солнечной радиации.
Именно Солнце может растопить льды и устроить нам вселенский потоп, а вовсе не
жалкие "углеродные выбросы в атмосферу".
Далее Вы пишете:
"Общее повествование схоже с сюжетной линией фильма "Пятый
элемент". В нем тоже есть представительница расы, имеющая черты аналогичные
человеческим. И она, как и героиня Милы Йовович, влюбляется в героя землянина.
Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою подобную форму и в завершающей
части книги "Бойцы Данвейта". К тому же, описания инопланетных существ очень
близки тем образам, что создал в своей киноленте Люк Бессон".
Извините, Алексей, но это бред. Сюжет "Пятого элемента"
таков: к Земле приближается космическое чудовище, способное уничтожить нашу
планету. Некие инопланетные гуманисты посылают нам "совершенное создание" (это
героиня Милы Йовович), которое может нас защитить. Что и происходит - при
содействии героя-землянина (Брюс Уиллис). А вот сюжет моего романа:
земляне-наемники сражаются с плохишами дроми, защищая древнюю цивилизацию лоона
эо. Герой (Сергей Вальдес) встречает представительницу этой расы (Занту), и
между ними возникает чувство, подобное любви. Но их чувство бесперспективно, так
как Занту похожа на женщину лишь внешне. Вальдес, однако, обладает ментальным
даром и способен подарить Занту дитя, после чего они навсегда расстаются.
История грустная, совсем другая, чем в "Пятом элементе" и, разумеется, без
"хэппи энда".
Опять тот же вопрос, Алексей: каким местом Вы читаете книги и
смотрите фильмы?.. Вы пишете: "Даже зачатие ребенка в конце фильма имеет свою
подобную форму и в завершающей части книги "Бойцы Данвейта". Ничего подобного!
Всякий, кто смотрел "Пятый элемент", подтвердит, что акт любви между Брюсом и
прелестной Милочкой происходит вовсе не телепатически, а самым естественным
образом, так как героиня Йовович - человек, и снабжена всем присущим женщине
инструментарием. Она может стать супругой героического Брюса и нарожать ему кучу
детишек. А мои персонажи расстаются, потому что Занту - не человек.
Ваше странное заключение, Алексей, я отношу за счет того, что
Вы акцентировали внимание на любви земного мужчины и инопланетной девицы. Но в
фантастике это одна из вечных тем, что тянется от "Аэлиты" Толстого до
голливудской комедии "Моя мачеха - инопланетянка". И что с того? Уверяю Вас, что
ни Толстой, ни Ахманов не содрали свои сюжеты с "Пятого элемента".
Обратимся к последним фразам отзыва. Вы пишете:
"Единственное, что выйдет в зачет без упреков у Ахмановского
текста, это - концовка. Не лишена, конечно же, романтического флера, но в ней
есть жизненность. Она не совсем универсальна там, где есть любовный треугольник,
а скорее близка русской действительности. Она растрогала, надо признать.
Ожидалось немного другого. Ахманов не свел роман к классической манере
"космической оперы", внеся колорит любовного сюжета, присущего отечественному
читателю".
Вот это "Единственное, что выйдет в зачет без упреков"
писателю Ахманову, и оправдывает весь роман. Так что данной темы стоит коснуться
подробнее.
В разделе "Критика" я помещаю все отзывы о своих
произведениях, и читатели могут убедиться, что среди них есть не просто
отрицательные, а издевательские. Такое пишут отнюдь не идиоты, а завистники,
иногда "недруги по писательскому цеху", считающие меня опасным конкурентом на
том пиршестве, где издатели наделяют авторов гонорарами. Сами они слишком
ленивы, чтобы трудиться постоянно и плодотворно, и я их понимаю: легче в
двадцати строчках обгадить чужое, чем написать приличную книгу. Но Алексей к
этим типам не относится, он вовсе не завистник, а просто мой читатель, коему не
понравились всякие мелочи - о пьянстве, низкой гравитации и вселенском потопе.
Мелочи, однако, и есть мелочи. Мой роман о другом, это печальный рассказ о
любви, которой не суждено состояться, ибо мужчина-землянин и
женщина-инопланетянка (как бы женщина) разделены неодолимым барьером физиологии.
И похоже, эта история тронула Алексея. Значит, я не зря старался и цели своей
достиг.
"Бойцы Данвейта" отнюдь не лучший мой роман. Но когда он
вышел, обнаружились отзывы читателей, считавших, что он написан "по-женски",
даже была высказана гипотеза: а не женщина ли писатель Ахманов?.. Это мнение я
воспринял как большую похвалу. Писатель должен, просто обязан творить
разнообразные вещи, и если я умею писать "как женщина", как Гарри Гаррисон и как
ни на кого не похожий Ахманов, то это хорошо. Это означает, что есть шанс сильно
удивить читателя. И если даже читатель недоволен тем и этим, я смогу его задеть,
захватить и донести то главное, чему, собственно, и посвящен мой труд. Алексей
пишет: "Концовка... растрогала". Но к этой концовке движется вся моя история, и
значит, мой читатель-критик испытал ощущение сопричастности к чужой обреченной
любви. Этого я и добивался.
В заключение сообщу, что недавно вышел роман "Врата
Галактики", продолжающий сюжетную линию "Бойцов Данвейта". Сергей Вальдес давно
уже мертв, но его сыновья живы. Один сын - человек, другой - лоона эо, потомок
Вальдеса и Занту. Они встречаются... Что дальше? Читайте, кому интересно.
|