Андрей БАЛАБУХА
НА ЧЕМ МИР ДЕРЖИТСЯ, ИЛИ БЕЗЫСХОДНОСТЬ ОПТИМИЗМА
Послесловие к роману Михаила Ахманова "Я, инопланетянин", "ЭКСМО",
2002 г.
I Послесловия можно писать столь же
по-разному, как и сами книги - жанров тут, поверьте, не меньше. Можно живописать
жизненный путь автора, рассказывая, как вышло, что нормальный вроде бы человек
решил заняться не каким-нибудь почтенным и достойным делом, вроде авторемонта
или астрофизики, а посвятил себя изящной словесности. Можно академично
анализировать книгу, помещая ее в контекст жанра, отечественной литературы и
даже мировой культуры, а заодно прослеживая, кто тут как и на кого влиял...
Можно полностью сосредоточиться на описании жанра, в котором книга написана, и
сотворить его, так сказать, портрет на фоне истории. Словом, вариантов если и не
бесконечно, то достаточно много. И всякий раз, оказываясь перед подобным
выбором, невольно ощущаешь себя в положении небезызвестного Буриданова
длинноухого парнокопытного.
Однако на этот раз никаких раздумий не было: с дивной
очевидностью сразу же предстал тот единственный способ, каким можно и должно
говорить о романе петербуржца Михаила Ахманова "Я, инопланетянин". И потому без
малейших колебаний предлагаю тем из вас, кому это интересно, порассуждать о
некоторых мыслях и ассоциациях, что возникают при чтении книги, - по крайней
мере, возникали у меня. Несомненно, они не являются единственно возможными (не
говоря уже, разумеется, о правильности), но ведь тем интереснее: представляется
шанс сопоставить свое мнение с чужим, обретая тем самым бинокулярность видения.
Что ж, - как было сказано в классике, "за мной, читатель!"
II Уже название заключает в себе достаточно
явную отсылку к литературной традиции, неизбежно заставляя вспомнить блестящий
исторический роман англичанина Роберта Грейвса "Я, Клавдий" и несколько других,
менее, может быть, известных, но столь же интересных и с названиями,
построенными по вышеозначенной формуле. И неявное это обещание не обманывает -
роман и впрямь глубоко традиционен.
Прежде всего, это классическая "твердая" научная фантастика,
которая мало-помалу стала возвращаться на отечественный книжный рынок, где на
протяжении нескольких лет почти безраздельно правили бал разномастная фэнтези,
всякого рода ужастики, а более всего - просто-напросто дурновкусие. Многим
казалось, что "твердая НФ" и вовсе приказала долго жить, причем связывали это не
только с причудами издательских и читательских предпочтений, но и общим
разочарованием в позитивном знании (а оно-таки действительно имеет быть!). Ан
нет, жив курилка! И слава Богу, что жив.
Но если бы только в жанре дело - и внутри него ахмановский
роман также традиционен до высокой степени предсказуемости. Предсказуемость,
правда, явление обоюдоострое: если предвидеть и предощущать можно абсолютно все,
читателя это мало радует, нашему брату ведь остренького, свежего, оригинального
подавай. Впрочем, сугубо в меру: новизна-то ведь суть не яство, а пряность,
каковую надлежит дозировать с превеликой осторожностью. Ведь читательское и
зрительское восприятие от веку базируется не только на упоении от познания
нового, но и - главным образом - на радости узнавания знакомого, на
оправданности ожиданий (в поэзии, кстати, даже термин такой есть - рифменное
ожидание, обманывать коего никоим образом не рекомендуется)... Ведь если входишь
в сотворенный автором совершенно новый, чужой, мало коррелирующий с окружающей
реальностью мир, где знакомишься в придачу с какими-то малопредставимыми
существами, а те вдобавок участвуют в уже и вовсе невообразимых событиях -
оторопь берет; устаешь, да и откладываешь книгу: неинтересно это, к нам, грешным
отношения не имеет... Даже для эскапизма: ведь и бежать-то хочется в мир
обжитой, уютный, а главное - давно сроднившийся какими-то гранями с твоими душой
и воображением.
Хватит, однако, теории. Говоря о традиционности ахмановского
романа я прежде всего имею в виду главный его прием - путь, тот самый, что
издревле равно манил и страшил. Уже первый памятник художественной литературы,
дошедший до нас из глубины не веков даже, но тысячелетий - шумерская "Песнь о
Гильгамеше" - содержит непременный этот сюжет. Герой без дороги - почти что и не
герой (в классическом, разумеется, понимании слова). И не важно, какою дорогой
он следует: той ли, с детства знакомой, что вымощена желтым кирпичом; Дорогой ли
славы; Дорогой ли в никуда... Или - вьющимся через Бактрийскую пустыню
маршрутом, в конце которого неизвестность, руины буддийского монастыря и
осознание истины.
Кстати, об осознании. Дорога в литературе - вовсе не просто
способ попасть из точки А в точку Б. Это еще и неизменный символ развития и
обогащения: и в самом что ни на есть прямом смысле, реальном и материальном,
прагматическом, том, что влек купеческие караваны по Великому шелковому пути и
иже с ним; и в смысле более высоком, подразумевающем развитие,
самосовершенствование и духовное прозрение. И Ахманов не обманывает ожиданий - в
его романе все именно так и обстоит.
Ну, а кто же на дороге? Как заведено, полный джентльменский
набор: герой-супермен и антигерой; героиня, причем опять же вполне классическая,
и красавица, и коня на скаку остановит, и тонкостью чувств не обделена... И даже
заколдованное чудище, которое в финале, конечно же, расколдовывается, есть -
полуискусственный магрибец Сиад Али ад-Дагаб. А поскольку фантастика - она
всегда сродни сказке, то вокруг и зачарованная страна простирается, хотя тут уже
все всерьез, не волшебством объясняется, а исключительно добротными
квазиправдоподобными научно-фантастическими допущениями. Словом, все ожидаемо,
все узнаваемо, и потому сосредоточиться можно на главном.
Впрочем, коли призадуматься, так не только ведь дань традиции
(хотя и не без того, причем, убежден, не только сознательно, но и неосознанно,
ведь сила традиций в том и заключается, что они нас исподволь формируют, и мы
потом в их русле идем, того даже не замечая, а искренне почитая, будто сами
выбираем путь). И то сказать: коли уж задуман такой герой - инопланетный
наблюдатель, резидент на Земле - ему никак нельзя не быть хоть отчасти
суперменом. Ведь не надели его автор хоть какими-нибудь сверхчеловеческими
способностями да возможностями - и доверия он не вызовет, не правда ли?
Вдобавок, ежели разобраться, и не супермен ахмановский господин Измайлов вовсе -
тот ведь, комиксово-лубочный, в сущности до невероятия примитивен и скучен. А
наш с вами Асенарри из другого теста. Он скорее отзвук героя романтического,
графа Монте-Кристо - с его загадочностью, потаенным могуществом, несметным
богатством, обильными познаниями и умением проникать в самую глубь человеческих
умов и сердец. Одновременно небожитель - и один из нас, хотя никому, разумеется,
такая судьба не суждена, но ведь в глубине-то души каждому пусть чуть-чуть,
пусть самому себе не признаваясь, но хочется такой жизнью пожить (в воображении,
а потому и не платя теми трагическими потерями, коими расплачивались за свою
исключительность хоть Эдмон Дантес, хоть Даниил-Асен-Асенарри). Потому и живуч в
литературе этот тип, и долго, долго еще жить будет... И Ахманов это учуял.
А вот противостоит герою, заметьте, не человек - ну, или не
совсем человек. И это тоже весьма показательно и символично. Потому как
Макбрайт-клон материализует собою не столько зло в человеке, сколько ту
бесконтрольную силу, которую человечество, собственными знаниями и умениями
упиваясь, сотворило по неразумию. Не доктор Виктор Франкенштейн, но Чудовище
Франкенштейна. Опять-таки вполне в духе традиций.
III
А теперь несколько слов о мире, в котором герои обитают -
земном, разумеется, поскольку инопланетные к делу прямого отношения не имеют.
Само собой, на мой взгляд и вкус: помнится, в азимовском романе "Сами боги" я с
удовольствием не только читал, но и перечитывал "земную" и "лунную" части, а вот
события, происходящие в паравселенной, странная тамошняя жизнь, все эти пестуны
и крошки-эмоционали меня как-то не зацепили... То же и здесь: вся космическая
линия являет собой лишь символическую попытку вписать человечество в
галактический контекст - по существу, в неведомое.
Будущее близкое и потому вполне представимое, даже четко
датированное: 2037 год; не доживу, скорее всего, но для мысли и даже
чувства дистанция вполне доступная. Не знаю, почему Ахманов избрал
именно эту дату, никаких аллюзий с 1937 годом в тексте или подтексте
не проступает. Мне, честно говоря, любопытно было другое - лет двадцать
назад, пишучи роман "Нептунова арфа", я отчего-то тоже эту дату выбрал,
и тоже безо всяких исторических параллелей. Причем оба мы подошли к
картине будущего с одной и той же стороны: в общем и целом оно
оптимистичное; более или менее благополучное - никаких глобальных
тираний и диктатур, никакой Третьей мировой, никакого ядерного и
пост-ядерного армангеддонизма. Рай, можно сказать. Но со своими
горестями и трудностями, ибо не было, нет и не будет Золотого века,
и человеку всегда было и будет очень трудно отыскать или сотворить в
мире радость; впрочем, если радость не редкостное обретение, кто же
ей радоваться-то будет...
Так вот, описанное Ахмановым геополитическое мироустройство
любопытно. Европейско-Американский Союз Сдерживания (кого? чего?),
куда входят США, Канада, Мексика, европейские страны, Турция и Россия.
Союз мусульманских государств, где главную роль играют Лига арабских
стран и Туранская Федерация, наследница среднеазиатских республик СССР.
Наконец, Восточная Лига, включающая Китай, Японию, Монголию, Индонезию,
Корею (судя по всему, объединенную на немецкий манер), Филиппины и
некоторые государства Индокитая. Есть в этом и находки чрезвычайно
интересные - вроде территориальных уступок, которыми Россия не просто
расплачивалась за обретение определенного места и статуса в мире, но
от которых лишь выигрывала. Увы, мало верится, что когда-нибудь такое
сможет реализоваться... А жаль. В целом же - описываемый мир вроде
многополярен, что в романе несколько раз подчеркивается. Только
странные это полюса, между которыми не ощущается ни притяжения, ни
отталкивания, этакий спящий магнит...
Так оно же и не удивительно: конструкция эта выстроена столь
продуманно и логично, что попросту не может быть жизнеспособной: она
детище не жизни, которая всегда несет в себе элементы хаотичности и
случайности, а здравого рассуждения. Но я далек от мысли упрекать за
это автора. Не просчет это, а характерная черта, своего рода клеймо,
поставленное на нем прошлым. Так выстраивать политическую модель
может лишь человек, в юности зачитывавшийся ефремовской "Туманностью
Андромеды", на чье не сознание даже, а скорее подсознание наложило
нестираемую печать Великое Кольцо. Не надо искать здесь параллелей
- их в помине нет. Просто Великое Кольцо во вселенских масштабах -
столь же нежизнеспособное образование (о чем в свое время умно и
тонко писала прекрасный иркутский литературовед Татьяна Чернышева),
как и геополитические конструкции земли 2037 года в романе.
Кстати, это не единственная ассоциация с Ефремовым: многое
тут перечислить можно - от мелочей вроде бегло упомянутых экзоскелетов,
впервые описанных в той же "Туманности Андромеды", до теории инферно
из "Часа Быка". И это не подражание - все мы живем в мире образов и
идей, которые нас формируют, несем их в себе и невольно и неизбежно
сами в свой черед переносим на бумагу или, скажем, на холст...
Точно так же входят в роман и современные мифы - чего стоит
хотя бы истолкование пресловутых аномальных зон, всех этих Бермудских
треугольников и Морей Дьявола. Что ж, эоит так эоит, объяснение
природы этих феноменов не хуже и не лучше любого другого... Понадобилось
для сюжета - и ладно.
Главное, изо всех этих тысяч мелочей вырастает мир -
несуществующий, придуманный, фантастический, но столь прочно связанный
с нашей реальностью мириадами тонких и тончайших, то явственно видимых,
то почти неощутимых нитей, что его невольно начинаешь воспринимать как
естественное продолжение реальности. Чего, собственно, Ахманов и
добивался.
IV
А зачем?
Вот тут мы с вами и подбираемся к самому главному.
Чувственное восприятие описанного должно привести и к приятию
той главной мысли, ради которой он был задуман.
Разумеется, всякий писатель - прежде всего, просто-напросто
рассказчик, и его дело - увлекательно поведать некую историю, причем
не суть важно, быль она или выдумка, лишь бы не оторваться. Но... Рей
Брэдбери как-то справедливо заметил, что если хорошенько поскрести
любого фантаста, рано или поздно на свет появится моралист. А с ним
- вечные вопросы добра и зла.
И, пожалуй, первый из них - проблема самоидентификации
личности. Несколько лет тому назад по инициативе то ли ЮНЕСКО, то
ли какой-то другой - не помню точно - международной организации было
проведено достаточно репрезентативное исследование, в ходе которого
предлагалось многоступенчато ответить на один-единственнный вопрос:
"Кто ты есть?" Увы, лишь один-два опрошенных из тысячи начинали со
слов: "Я - человек"; идея подобного рода общности с ее неизбежным
приматом общечеловеческих гуманистических ценностей в нашем сознании,
похоже, отнюдь не укоренена. Более того, даже такие самоопределения,
как "я - мужчина" или "я - женщина", "я - отец" или "я - мать",
отступали куда-то на четвертое, пятое и куда более далекие места.
А на первых трех уверенно стояли самоопределения по национальной и
религиозной принадлежности, а также профессиональному признаку. Да,
конечно, оба они и впрямь уходят в самые первобытные пласты нашей
психики. Самые древние - но в то же время и самые примитивные. И,
как выяснилось, самые живучие. А ведь именно из них вырастают всякого
рода шовинизмы и фундаментализмы - не случайно же на языках столь
многих народов самоназвание их означает "настоящие люди" (подразумевая
при этом, что все остальные - натуральнейшим образом ненастоящие); не
случайно же приверженцы столь многих религий почитают себя правоверными,
разумея при том, что все остальные верят неправо, не в то и не
так... Вопреки классикам марксизма, этими противоречиями мир раздираем
в куда большей степени, нежели экономическими, а любые войны если и не
из-за них возникают, то, во всяком случае, именно их энергией питаются.
Описанные в романе инопланетные миры (оставим на всякий
случай в стороне прародину "сердобольных стервятников" талгов с их
оруэлловской перманентной фальсификацией собственной истории, хотя,
сдается мне, и к ним эта сентенция приложима) - изначально благостны
уже тем, что не ведают ни расовых, ни национальных, ни религиозных
дроблений общества. Все эти Урениры да Сууки для того и нужны, мне
кажется, чтобы оттенить жестокость земных реалий, создать им некую
антитезу. Но зато они - в отличие от Земли - не стратифицированы, не
структурированы, аморфны (да иначе и быть не могло - здесь ведь не
социальная конструкция потребна, а теплый и ласковый свет).
Мы этой благостности, увы, лишены. Помните: "Бушует
ненависть, и туча затмевает свет моей обители"... И потому на всем
протяжении истории (по крайней мере за шесть тысячелетий письменного
периода можно поручиться, свидетельства тому есть) лучшие умы посвящали
себя поискам: что же в состоянии род людской противопоставить собственной
имманентной розни? Этот же вопрос мучит, похоже, Ахманова, а с ним - и
его героя. "Но что же мне делать с этим горьким знанием? Как рассказать
о случившемся? Размножить бездну сообщений и сбросить в сеть? Послать
их на все сервера, проникнуть в секретные базы, отметиться в каждом
значительном файле? Составить тьму докладов для ООН и всех правительств?..
Кричать во весь голос, вопить на перекрестках, стенать на площадях? Что
делать, дабы такое не повторилось? Ведь силы мои невелики; я одинокий
странник из иного мира, всего лишь Наблюдатель, не Хранитель..."
Ненависть - сила могучая, но бесплодная. И не вмешайся даже
высшие силы, не возмутись сама природа времени - все равно десятилетия
непрерывного взаимоуничтожения рано или поздно обратят в пустыню любой,
даже самый цветущий край, даже Эдемский сад. В романе показательный
пример явлен Афганистаном, однако подставить на это место можно любой
другой уголок Земли... Помните маленькую вставную новеллу об острове
Наори?..
Единственная известная антитеза ненависти - любовь.
V
Мысль, прямо скажем, не нова. И финальный вывод ахмановского
романа: "Вот случай, милая, когда бессильны боги, а все в руках людей,
в моих, в твоих", - на первый взгляд, демонстрирует лишь бессильный,
пусть и прекрасный порыв.
Ощущение собственного бессилия - чувство вообще-то
распространенное и отнюдь не такое простое, как может показаться,
поскольку в равной мере способно и лишить последней возможности к
сопротивлению, противостоянию или самостоянию, но может и парадоксальным
образом придать сил. А в отечественной изящной словесности оно, кстати,
порождало такие, например, шедевры, как "Мастер и Маргарита" Михаила
Афанасьевича Булгакова...
Вернемся, однако, к сказанному несколькими строками выше.
Если вдуматься, позиция вовсе не оказывается изначально проигранной
и фатально обреченной, причем это не априорный беспочвенный оптимизм.
Впрочем, оптимизм и сам по себе благо немалое. Лауреат Нобелевской
премии в области литературы (а значит, со словом обращаться и слово
чувствовать умевший великолепно) Уинстон Черчилль как-то заметил, что
демократия, может быть, и худшая из форм правления, однако ничего
лучшего человечеству пока придумать не удалось (именно потому, кстати,
мир будущего у Ахманова все-таки в основе своей демократичен - при всех
издержках). Применительно к теме нашего разговора черчиллевский парадокс
можно перефразировать примерно так: оптимизм, возможно, и не самое
продуктивное мироощущение, однако ничего более продуктивного
человечество пока не придумало.
И все-таки не в оптимизме дело.
Первооснову мира искали с древнейших времен. Некогда стоял он
на трех китах, причем каждому из оных морских млекопитающих присваивалось
свое символическое значение (кстати, век от века и от культуры к культуре
- разное). В XIX столетии Федор Михайлович Достоевский предрекал, что мир
спасет красота (забавный парадокс: глубоко христианский писатель оказался
тут на позиции, близкой скорее языческому эллинизму; правда, спасая его
реноме, толкователи утверждали, будто подразумевал он красоту мира Божия,
но это уже откровенная натяжка). В XX веке ему вторил Дмитрий Кедрин:
...И Землю жаворонок держит
На нитке песенки своей...
Ахманов в финале романа утверждает: "...лишь любовью спасется мир".
Отнюдь не желая ставить современника, коллегу и доброго приятеля в
один ряд с великими, дерзну с ним согласиться: по-моему, это единственно
возможный путь (снова путь!). Единственный шанс. Банальный, скажете,
вывод? Стоило ли ради него огород городить? Позвольте напомнить максиму
Фридриха Ницше: "Ни от чего человечество не потеряло больше, чем от
забвения банальных истин". Подобные истины и лишний раз напомнить -
отнюдь не грех.
Разумеется, это скорее вера, нежели уверенность, и скорее
ощущение, чем знание. Тем более, что и сам объект слишком непонятен,
необъятен, непостижим и неописуем, недаром же прекрасная американская
писательница Эмили Дикинсон утверждала: "Любовь - это все; но это и
все, что мы знаем о любви". И тем не менее...
"Бог есть любовь", - сказано в Писании. И еще - Бог есть
альфа и омега, начало и конец. Но тогда справедлив и тезис: любовь есть
альфа и омега. А поскольку человек - по образу и подобию Божьему, значит,
и в его существе, в его природе любовь является доминантой. При всем
уважении к буддизму, самой мирной и светлой из религий (не зря, нет, не
зря именно буддийским монахом сделал своего Аме Пала питерский фантаст
Михаил Ахманов!), не могу согласиться с доктриной пути к совершенству
через отказ от желаний. Не зря хитромудрые китайцы, переиначив учение
на свой манер, приходят в буддийские храмы и молятся там... об исполнении
желаний, что, скорее всего, повергло бы в ужас принца Гаутаму-Будду.
Мы рождаемся и живем любовью, ради любви и во имя любви,
лишь ею мы способны созидать. Не случайно же ненависть, творя свое
разрушительное дело, так часто рядится в белые ризы, призывая крушить
не во имя свое, но во имя любви к Богу и к человечеству, к родине и к
светлому будущему (перечень этот можно продолжать и продолжать).
Правда, остается вопрос: а хватит ли сил? Любовь - не
краткоживущее состояние духа, но труд и подвижничество. Всякий ли на
это способен? И нужно ли, чтобы способен был всякий? Не знаю.
Знаю лишь, что если человечеству суждено выжить, то
исключительно силой любви. И ничего не остается, кроме как верить в
это и надеяться на это. Как уже было сказано, ничего лучше и продуктивнее
оптимизма человечество пока не придумало; он безальтернативен. До
безысходности.
|