Рецензия Михаила Шавшина на роман "Ассирийские танки
у врат Мемфиса".
"Книжное обозрение" N 9, март 2008 г.
Авторское название: "Если выпало в империи родиться?".
В газете статья вышла под названием "Война нон-стоп" и ее
конец несколько сокращен. Здесь привожу рецензию в полном
виде.
|
Новый роман Михаила Ахманова "Ассирийские танки у врат Мемфиса",
как в предисловии позиционирует его сам автор - о любви, "о безответной
любви к неблагодарной, проклятой и несчастной родине". Но, вероятно,
ошибочно считать его только таковым. Эпиграфом к нему могли бы послужить
слова Виктора Цоя: "Две тысячи лет война/Война без особых причин". Впрочем,
каждый читатель волен увидеть в нем именно то, что ему кажется наиболее
существенным, потому что очень сложно определить жанр этого произведения.
Скорее всего, у автора просто наболело. Судите сами. Время действия
условно, мир, в котором происходит это действие, тоже условен. На грани
впечатления от сумасшедших полотен Сальватора Дали.
Вряд ли это параллельная реальность, слишком уж все знакомо. До
мелочей. И лагеря-каменоломни, где человека стремятся низвести до уровня
безмозглого скота, и политработники-жрецы, не нюхавшие пороху, но зато
исправно "стучащие" на командиров и бойцов подразделений, где они призваны
поднимать моральный дух, и бездарные полководцы, не жалеющие чужих жизней,
когда приходится отстаивать города, названные именами вождей-фараонов,
вместо того, чтобы разворачивать действительно необходимые наступательные
операции на стратегических направлениях.
На альтернативную историю это тоже мало походит. Иначе откуда бы
взялись в африканских песках люди, распевающие "Вставай, страна огромная"
или "Три танкиста". Естественно, тексты переделаны сообразно обстановке
и моменту, но ассоциации-то они вызывают вполне определенные. Хотя,
очень возможно, что тут я ошибаюсь, и у большинства молодых читателей не
возникнет никаких ответных эмоций.
Это не антиутопия. Если в боевых действиях используются отравляющие
газы, небо бороздят цеппелины, а некто с Заокеанского континента по фамилии
Хемингуэй буквально только что написал "Прощай, оружие", будущим такой мир
являться никак не может.
И уж тем более не утопия. Какая, в самом деле, может быть утопия,
если идет война! Война с колоссальными жертвами и разрушениями. Когда в
боевые действия втянуто множество стран и народов, когда пытки и массовое
уничтожение мирных жителей становятся нормой.
Это и не "сайенс фикшн". Переносные ракетные комплексы никак не
стыкуются с римскими легионами, а язычество - с тоталитаризмом конца
ХХ века. А племенные обычаи, укоренившиеся в, казалось бы, могущественных
державах, хоть убей, не вписываются в рациональную картину придуманной
автором реальности. Война, как ни парадоксально, всегда способствует
прогрессу (хотя бы в примыкающих к ней областях человеческой деятельности),
и поэтому антураж из истории древнего мира постоянно входит с ней в
раздражающий диссонанс.
Не укладывается роман и в рамки фэнтези, хотя, безусловно, законы
жанра соблюдены. Герои на протяжении всего повествования упорно идут к
цели. Правда, цель у них - не сокровища, не артефакты, не чудодейственные
эликсиры и не формулы могущества, а всего лишь свобода. Обычная свобода
обычного человека. Нет здесь ни злых чародеев, ни исполинских монстров,
ни таинственных шкатулок и сосудов, зато есть бесконечная пустыня,
регулярные войска (в том числе и СС, правда аббревиатура в данном случае
расшифровывается как "Собаки Саргона"), операция "Буря в пустыне", генерал
Памфилий и стратег Ворошилла.
Что же это за жанр такой? А все очень просто. Автор не ограничивал
себя рамками жанра. И поэтому в романе все работает на его замысел. Еще
Шекспир сказал: "Весь мир - театр". Вся беда в том, что он к тому же
еще и театр абсурда. Разве не абсурдно нищее существование большей части
населения в самой богатой стране мира? И разве не абсурдно натужное
выдумывание себе врага? Будь то безродные космополиты, враги народа,
американский империализм, мировой сионистский заговор или международный
терроризм. Особенно если ты сам и являешься основоположником этого самого
терроризма! И разве не абсурдна любовь к отечеству, которое приложило
максимум стараний для того, чтобы тебя уничтожить? Как-то уж очень
по-оруэлловски получается. А тупая вера в обещания светлого завтра при
всем том, что тебя уже бесчисленное количество раз обманывали - не абсурд?
Так чем же наш реальный мир отличается от того, выдуманного? Да
практически ничем! И поэтому все недоумения разом снимаются. Мы сами
так живем. И, к великому сожалению, это заложено в природе человеческой.
Скорее всего. Полной уверенности все-таки пока еще нет. Хотя некоторые
на удивление резво стремятся зафиксировать именно такое положение вещей.
Как, например, правитель древней страны Та-Кем, которую мы привыкли
именовать Египтом, фараон Джосер, мрачной тенью нависающий над своими
подданными и за глаза называемый ими Джо-Джо (ничего не напоминает?).
Главный герой романа, полководец Хенеб-ка, верой и правдой
служивший отечеству и проливавший кровь за неправедные идеалы своего
властителя, стараниями Уха Фараона, коварного жреца Хуфтора, с командных
высот низвергнут в лагерь для офицеров и солдат, "потерявших честь",
то есть нарушивших - натурально, с точки зрения толкователей - законы и
предписания, данные свыше. И ждал бы его неминуемый конец в лабиринтах
каменоломен, если бы не "счастливый случай" - нападение супостатов-
ассирийцев, в ходе боевой операции пролетавших над затерянным в песках
узилищем. Доблестный командир чезета Хеннеб-ка с верными соратниками
оказывается на свободе. Но горек ее вкус. Кругом враги - и пришлые,
и соотечественники, готовые в служебном рвении уничтожать людей,
поставленных вне закона. Чтобы остаться в живых, бывшие полноправные
граждане своей страны вынуждены с боями прорываться за ее пределы.
И все бы складывалось довольно неплохо, ведь опыта сражений им не
занимать, если бы не разворачивающиеся вокруг щемящие картины зверски
растоптанной родины.
Чем дальше продвигается отряд, тем неотступнее становится у его
бойцов желание защитить эту землю от поругания. В конце концов, презрев
перспективы свободы и достатка, все они остаются, чтобы - и это не подлежит
сомнению - погибнуть, встав последним рубежом на пути у врага. Таков их
нелегкий выбор.
Что движет человеком, отринувшим собственное благополучие и
решившим стоять насмерть ради - пусть даже призрачной надежды - спасти
других людей и страну, в которой они родились и живут? Почему он вдруг
напрочь утрачивает инстинкт самосохранения и начинает совершать немыслимые,
с точки зрения досужего обывателя, действия? Вот тут-то и проступает
сквозь пелену призывных лозунгов и навязчивых заклинаний основательно
забытое и давно принесенное в жертву сиюминутной выгоде понятие "честь",
неразрывно связанное с таинственным чувством, называемым любовью. И это
самое понятие вдруг неким ирреальным образом выдергивает человека из
пространства его привычных занятий и заставляет приносить в жертву
самое дорогое ради незыблемых этических принципов, далеко не всегда
укладывающихся в систему рационального мышления.
Война из категорий "захватническая" или "освободительная" (что
зависит от мнения сильных мира сего) в восприятии людей, осененных честью,
нечувствительно переплавляется в категорию "абсолютное зло" и подлежит
неукоснительному пресечению. Вероятно, именно так полагает автор романа
и, соответственно, его герои.
А вы-то сами как думаете?
|